Настройки
Настройки шрифта
PT Sans
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по синему
Гродненская региональная
таможня
Главная | История

История

ИСТОРИЯ ГРОДНЕНСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТАМОЖНИ
(ОТСЧЕТ ВЕДЕТСЯ С ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА)
 
После освобождения 16 июля 1944 года войсками 2-го и 3-го Белорусского фронтов города Гродно линия фронта отодвинулась на запад, и трудящиеся города приступили к восстановлению промышленности, коммунального хозяйства, налаживанию транспорта и связи, возведению объектов соцкультбыта, жилья.

Восстанавливалась государственная граница, создавались таможни и таможенные посты, в которые пришли демобилизованные фронтовики – офицеры и солдаты.

Осенью 1944 года на ст. Лососно был открыт таможенный пост, штат которого составлял 2 человека. Приказом по Народному комиссариату внешней торговли СССР №215 от 27.12.1944г. были открыты временные таможни в Бресте и Берестовице.

10 февраля 1945 года согласно приказу № 20 по Народному комиссариату внешней торговли СССР (в те годы Главное таможенное управление входило в состав Народный Комиссариат внешней торговли), была открыта временная таможня в городе Гродно.

Штат таможни в количестве 13 человек был утвержден Наркоматом. Первым начальником таможни стал Беляев Владимир Николаевич.
Гродненская таможня в первые послевоенные годы располагалась на станции Лососно. Все службы таможни размещались в двух небольших деревянных зданиях: в одном находилась администрация таможни, а в другом – досмотровый зал.

Эти здания сохранились до настоящего времени – сейчас это жилые дома в районе улице Сокольской. Там же рядом проживали и семьи сотрудников таможни.

В первые послевоенные годы основной объем перевозок составляло военное имущество, в обе стороны следовали и репатрианты: к нам ехали бывшие узники концлагерей, угнанные в Германию, а от нас в Польшу на бывшие земли Восточной Пруссии – граждане польской национальности.

Вскоре после открытия таможни в 1945 году открыты для движения автомобильного транспорта таможенные посты Гродненской таможни «Кузница» (ныне «Брузги»), «Лепщаны» и «Хворостяны». Летом 1948 года в Вильнюсском аэропорту открылся таможенный пост Гродненской таможни (через год был передан в подчинение Клайпедской таможне).

Тем временем объемы работ в Гродненской таможне сократились, и таможня с 1 июня 1951 года была преобразована в таможенный пост, подчиненный Берестовицкой таможне II класса. Через три года пост упраздняется, по причине сокращения объемов Берестовицкая таможня в этом же 1954 году преобразована в пост, подчиненный Минской таможне.

Таким образом, была перевернута еще одна страница истории Гродненской таможни. В таможенном оформлении в г.Гродно вновь наступил перерыв, на сей раз на три года.

1 июня 1957 года был вновь открыт Гродненский таможенный пост с подчинением его Вильнюсской таможне (в 1948 году Вильнюсский таможенный пост подчинялся Гродненской таможне), штат составлял 5 сотрудников.

Летом 1957 года через Гродно открыли движение международного пассажирского поезда «Ленинград – Кузница», а также грузовые перевозки через станцию Лососно. В 1959 г. пост преобразован в Гродненскую таможню со штатом 6 сотрудников.

Продолжал функционировать автодорожный пункт пропуска в Брузгах.

В подчинение Гродненской таможне был передан Минский таможенный пост, в составе которого работало 4 сотрудника.

В 60-е годы росли объемы грузовых и пассажирских перевозок, расширялись штаты, менялась структура таможни.  

10 января 1967 года приказом Министерства Внешней торговли СССР вновь был открыт упраздненный Берестовицкий таможенный пост, который начал осуществлять таможенный контроль за прибывающими из Польши грузовыми поездами (упразден).

1 октября 1990 годадля движения транспортных средств и пассажиров через государственную границу Республики Беларусь был открыт в статусе международного автодорожный пункт пропуска «Брузги», на базе которого находится одноименный таможенный пост.

            Пункт пропуска «Брузги» (1990 год)      


 

В его составе сейчас автодорожный республиканский пункт таможенного оформления «Брузги-2» (сопредельный пункт пропуска «Кузница Белостоцкая») и ведомственный пункт таможенного оформления «Брузги-ТЛЦ».

В декабре 2015 года в пункте пропуска в рамках международной технической помощи за счет ЕС реализован проект по строительству инспекционно-досмотрового комплекса.

                                                                                                                                     

Современный автодорожный пункт пропуска «Брузги»




 



 

В 2017-2020 гг. проведена масштабная реконструкция пункта пропуска «Брузги», одного из самых крупных в системе, позволившая увеличить его пропускную способность в первую очередь по грузовому направлению.


 



20 сентября 1991 года был образован Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, а 10 декабря 1991 года Гродненская таможня была реорганизована в Гродненскую региональную таможню.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

 


29 июля 1993 года вышел приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь об открытии Международного автомобильного пункта пропуска «Берестовица», на базе которого учрежден одноименный таможенный пост, в составе которого республиканский пункт таможенного оформления «Берестовица» (сопредельный пункт пропуска «Бобровники»). До 2002 года здесь следовал грузовой транспорт, а с 2002 года открыта «легковая» линия.

                                                                                                              

Пункт пропуска «Берестовица» (1993 год)


 


Современный автодорожный пункт пропуска «Берестовица»

 



После обретения Республикой Беларусь независимости стали открываться пункты пропуска Литовской Республикой. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 1992 г. N 722 «Об установлении таможенного контроля вдоль границы  Республики Беларусь с Литовской Республикой и Латвийской Республикой» учреждены пункты таможенного оформления на базе таможен и таможенных постов, в частности те, которые позже войдут в состав Гродненской региональной таможни: «Бенякони-1», «Бенякони-2» (Вороновский таможенный пост Вороновской таможня), «Каменный Лог» (Ошмянская) и «Котловка» (Островецкая); также «Привалка» Привалковского таможенного поста Гродненской таможни.


Сейчас в состав таможенного поста «Привалка»(на базе одноименного пункта пропуска) входит два международных республиканских пункта таможенного оформления – автодорожный «Привалка-1» (сопредельный пункт пропуска «Райгардас») и речной «Привалка-2» (сопредельный Швяндубре).


Пункт пропуска «Привалка» (1993 год)


 


В декабре 2014 года завершена масштабная реконструкция пункта пропуска, в рамках которой за счет ЕС реализован международный проект по строительству стационарного инспекционно-досмотрового комплекса. Сегодня пункт пропуска – один из самых современных в системе.

Современный автодорожный пункт пропуска «Привалка»


 



 


Приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 6 ноября 1997 года образован таможенный пост «Гродно-Центральный» (движение поездов здесь осуществлялось еще с конца 50-х годов). С 10 августа 2000 года переименован в таможенный пост «Гродно-2», сейчас включает в себя 4 республиканских пункта таможенного оформления «Гродно-Центральный» - ж/д пассажирский, «Гродно-Аэропорт», «Лесная» - речное и пешее движение (сопредельный Рудавка), «Брузги-1» - ж/д грузовой (сопредельный Кузница Белостоцкая) и один ведомственный «Гродно-ГАП-2».

РПТО «Лесная»

 


РПТО «Гродно-Центральный»

 


РПТО «Брузги-1»

 


В 2001 году в результате совершенствования организационно-штатной структуры упраздненн таможенный пост «Свислочь», он вошел в состав другого подразделения. Сейчас это структурная единица таможенного поста «Волковыск»: республиканский пункт таможенного оформления «Свислочь» (ж/д грузовой). В состав таможенного поста «Волковыск» входят и ведомственный пункт таможенного оформления «ТЛЦ-Берестовица» (ВПТО «Красносельский» упразднен в 2019 году).

РПТО «Свислочь»


1 июня 2016 года в состав Гродненской региональной таможни вошли таможенные посты «Бенякони» и «Лида». В 2019 году ТП «Лида упразднен» - он вошел в состав таможенного поста «Бенякони», основанного на базе одноименного пункта пропуска (сопредельный «Шальчининкай»).

Сейчас таможенный пост «Бенякони» включает в себя три республиканских пункта таможенного оформления: автодорожный «Бенякони-1», два железнодорожных «Лида» и «Бенякони-2» (сопредельный Стасилос), а также ведомственный пункт таможенного оформления «Лида-авто».

Автодорожный пункт пропуска «Бенякони»


 


 


РПТО «Лида»

 


1 октября 2017 года в состав Гродненской региональной таможни вошли таможенные посты «Каменный Лог», "Котловка", "Ошмянский».

На базе самого востребованного на литовском направлении пункта пропуска «Каменный Лог» (сопредельный «Мядининкай») функционирует одноименный таможенный пост, в сотаве которого республиканский пункт таможенного оформления «Каменный Лог».

Автодорожный пункт пропуска «Каменный Лог»

 


 


Таможенный пост «Котловка» также учрежден на базе одноименного пункта пропуска, в составе которого республиканский пункт таможенного оформления «Котловка» (сопредельный «Лаворишкес»).

Автодорожный пункт пропуска «Котловка»

 

 

Таможенный пост «Ошмянский» включает в себя республиканские пункты таможенного оформления «Лоша» - авто легковая (сопредельный Шумскас)), «Гудогай» - ж/д пассажирский (сопредельный Кена) и ведомственный пункт таможенного оформления «Каменный Лог-Белтаможсервис».

Пункт пропуска «Лоша»

 


РПТО «Гудогай»

 


В настоящий момент, зона деятельности Гродненской региональной таможни охватывает всю Гродненскую область и город Гродно.

Протяженность таможенной границы в зоне деятельности таможни составляет 556 км: с Республикой Польша - 156 км, с Литовской Республикой - 400 км.

В таможне функционируют 16 республиканских пунктов таможенного оформления, из них 7 автодорожные, 6 железнодорожные, 2 речные, 1 авиа; 5 ведомственных пунктов таможенного оформления; 25 базовых отделов.

Административное здание таможни

 


 


В 2014 г. учреждены Знамя и эмблема Гродненской региональной таможни 

 
 

К 70-летию Гродненской региональной таможни создан мемориальный камень в виде раскрытой книги, на правой стороне контуры Республики Беларусь и надпись «За намі Радзіма», на левой стороне – эмблема таможни и дата ее образования, посередине закладка в виде кадуцея.

 


Камень, у которого впервые принятые на службу в таможенные органы должностные лица приносят Присягу, является своеобразным символом таможни.

 


Гродненская региональная таможня в настоящее время – это крупное структурное подразделение в составе Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, обеспечивающее экономическую безопасность, исполнение международного и национального таможенного законодательства, взимание таможенных платежей, организацию и совершенствование таможенного контроля. Сегодня она представляет собой технически оснащенную структуру. Проделана масштабная работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования, по развитию информационных технологий и пограничной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для пересечения границы, ведения бизнеса и охраны государственных интересов.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

 

Первое упоминание о сборе пошлин в городе Гродно относится к 1486 году. Великий князь Литовский Казимир 27 июля 1486 года извещает Гродненского наместника об аренде Гродненского мыта. В те времена сбор пошлин отдавался на откуп одному или группе мытников. Наместник Александр Юревич был уведомлен о том, что «мыто Гродненское сдать в аренду на два года группе мытников во главе с Яцковичем», и что он, наместник, обязан оказывать всяческую помощь мытникам в сборе пошлин и пополнении государственной казны.

Через два года Казимир отдает на откуп Подляшские мыта, в том числе и Гродненское, группе мытников во главе с братьями Ильиничами сроком на 3 года.

В последующие годы гродненскими мытниками были вновь Яцкович, затем Симшич с группой товарищей, Генрих Карлович, гродненский писарь Ганус, бурмистр Федко, оружейный мастер Мартин, Нисан Козка, гродненский староста Юрий Николаевич Радзивилл.

В 1496 г. Великий Князь Литовский Александр даровал городу Гродно Магдебургское право, в котором в числе прочих подтвердил право гродненцев на сбор мыта.

В начале 16 века арендатором Гродненского мыта был Аврам Езофович, который в последствии стал подскарбием Великого княжества Литовского, возглавил всю государственную таможенную службу. После смерти Аврама Гродненским мытником становится его брат – Михаил Езофович – в 1523 году.

В 1536 г. Великий князь Литовский Жигимонт Август назначает главным администратором всех пошлин Великого княжества Литовского королеву Бону, которая на протяжении полутора десятков лет возглавляла государственную таможенную службу. Основной ее резиденцией был город Гродно.

До конца 16 века Гродненскими мытниками были братья Галашевичи, братья Борзобогатые, группы мытников во главе со Шмерлевичем и Иберфельдом.

30 ноября 1576 г. Великий князь Литовский Стефан Баторий дает привилей на право открытия соляного таможенного склада в г. Гродно.

В начале 17 века Гродно вел активную торговлю с городами Польши – Гнезно, Торунем, Познанем, Прибалтийскими – Крулевцем, Вильно, Ковно, о чем свидетельствуют Гродненские мытные книги, хранящиеся в рукописном отделе Вильнюсского университета.

 



В Гродно жили многие руководители государственной таможенной службы и другие известные личности, внесшие значительный вклад в ее развитие. Среди них – Юрий Флеминг, Антоний Тызенгауз, Ян Михаил Довойна Соллогуб, Юзеф Франтишек Сапега, Антоний Деконьский, Михаил Бжостовский, Михаил Клеофаст Огинский.

Первые заседания Комиссии Скарбовой проходили в Старом замке, затем на какое-то время таможенный департамент размещался в Бернардинском мужском монастыре, и с 1777 года постоянной резиденцией руководящего таможенного органа стал бывший дворец Сапег, затем Бжостовского, который у последнего приобрел Антоний Тызенгауз.

25 ноября 1795 года произошел третий раздел Речи Посполитой и Гродно вошел в состав Российской империи. На вновь установленной западной границе стали создаваться таможенные учреждения. Для этих целей Екатериной II 14 декабря 1795 года был дан Сенату Указ, который 31 декабря 1795 года был утвержден, об учреждении 7 новых таможен, в т.ч. и Гродненской. В штате каждой из таможен состояло по 16 сотрудников. Таможни возглавлял директор. Первым директором Гродненской таможни был назначен Людвиг Бэкю, служивший еще в таможенной системе Великого княжества Литовского.

 


В последующие полтора десятилетия Гродненская таможня закрывалась, вновь открывалась, преобразовывалась в таможенную заставу.

В декабре 1819 г. император Александр I подписывает «Таможенный Устав по Европейской торговле», согласно которому учреждались таможенные заставы, таможни и таможенные округа на западной границе Российской империи. Гродненская таможенная застава была преобразована в головную таможню Гродненского таможенного округа, который стал седьмым. В состав округа, кроме Гродненской таможни 2-го класса входили и таможни 4-го класса: Брестская, Устилужская, Гониондская, Хорощенская, Цехановецкая, Нурецкая и Преборовская. Штат Гродненской таможни состоял из 22 человек.

Управляющим Гродненской таможни стал барон Шанценбах, а начальником округа – барон Иван Паульсон. Впоследствии Гродненский таможенный округ возглавляли Коллежский Советник Лопухин, Штатский Советник Лачинов, а с 15 декабря 1839 года начальником округа назначен боевой генерал-майор, принимавший участие в многократных боях и военных походах, награжденный за боевые подвиги орденами и медалями Карл Леонтьевич Жерве.

В 1857 году был принят новый «Таможенный Устав по Европейской торговле», которым упразднялась внутренняя таможенная граница между Российской империей и Царством Польским. Таможни, находившиеся на этой границе, были ликвидированы, в т.ч. и Гродненская. В Гродно была создана служба таможенного уполномоченного при начальнике Юрборгского таможенного округа, в штате которой были таможенные досмотрщики и чиновники пограничной стражи. Основная задача этой службы состояла в пресечении контрабанды на всей территории Гродненской губернии.

После I Мировой войны город Гродно вновь вошел в состав Речи Посполитой. Этот период продолжался до II Мировой войны.

В сентябре 1926 года по распоряжению Министерства финансов Речи Посполитой были образованы таможенные округа и таможни. Гродно входил в состав Виленского таможенного округа, и по вопросам борьбы с контрабандой и дознаниям по делам о ней попадал под юрисдикцию таможни II-го класса в Рачках.

С использованием материалов книг В.Ю. Саяпина