Первое упоминание о сборе пошлин в городе Гродно относится к 1486 году.

Великий князь Литовский Казимир 27 июля 1486 года извещает Гродненского наместника об аренде Гродненского мыта. В те времена сбор пошлин отдавался на откуп одному или группе мытников. Наместник Александр Юревич был уведомлен о том, что «мыто Гродненское сдать в аренду на два года группе мытников во главе с Яцковичем», и что он, наместник, обязан оказывать всяческую помощь мытникам в сборе пошлин и пополнении государственной казны.

Через два года Казимир отдает на откуп Подляшские мыта, в том числе и Гродненское, группе мытников  во главе с братьями Ильиничами сроком на 3 года.

В последующие годы гродненскими мытниками были вновь Яцкович, затем Симшич с группой товарищей, Генрих Карлович, гродненский писарь Ганус, бурмистр Федко, оружейный мастер Мартин, Нисан Козка, гродненский староста Юрий Николаевич Радзивилл.

В 1496 г. Великий Князь Литовский Александр даровал городу Гродно Магдебургское право, в котором в числе прочих подтвердил право гродненцев на сбор мыта.

В начале 16 века арендатором Гродненского мыта был Аврам Езофович, который в последствии стал подскарбием Великого княжества Литовского, возглавил всю государственную таможенную службу. После смерти Аврама Гродненским мытником становится его брат – Михаил Езофович – в 1523 году.

В 1536 г. Великий князь Литовский Жигимонт Август назначает главным администратором всех пошлин Великого княжества Литовского королеву Бону, которая на протяжении полутора десятков лет возглавляла государственную таможенную службу. Основной ее резиденцией был город Гродно.

До конца 16 века Гродненскими мытниками были братья Галашевичи, братья Борзобогатые, группы мытников во главе со Шмерлевичем и Иберфельдом.

30 ноября 1576 г. Великий князь Литовский Стефан Баторий дает привилей на право открытия соляного таможенного склада в г. Гродно.

В начале 17 века Гродно вел активную торговлю с городами Польши – Гнезно, Торунем, Познанем, Прибалтийскими – Крулевцем, Вильно, Ковно, о чем свидетельствуют Гродненские мытные книги, хранящиеся в рукописном отделе Вильнюсского университета. 

 

  

 


В 17 веке Гродно был резиденцией подскарбиев ВКЛ, являвшихся руководителями таможенной службы государства Павла Воловича, Казимира Яна Сапеги, Бенедикта Павла Сапеги.

18 век знаменателен был для Гродненской таможенной службы тем, что во II-й половине столетия Гродно становится фактически столицей Великого княжества Литовского, где размещается в Новом замке резиденция Короля Польского и Великого князя Литовского Станислава Августа Понятовского, работают центральные государственные органы власти и управления: Комиссия Скарбова ВКЛ, являвшаяся высшим руководящим таможенным органом, Ассесорский суд, Комиссия Войсковая, Трибунал Литовский.

В Гродно жили многие руководители государственной таможенной службы и другие известные личности, внесшие значительный вклад в ее развитие. Среди них – Юрий Флеминг, Антоний Тызенгауз, Ян Михаил Довойна Соллогуб, Юзеф Франтишек Сапега, Антоний Деконьский, Михаил Бжостовский, Михаил Клеофаст Огинский.

Первые заседания Комиссии Скарбовой проходили в Старом замке, затем на какое-то время таможенный департамент размещался в Бернардинском мужском монастыре, и с 1777 года постоянной резиденцией руководящего таможенного органа стал бывший дворец Сапег, затем Бжостовского, который у последнего приобрел Антоний Тызенгауз.

25 ноября 1795 года произошел третий раздел Речи Посполитой и Гродно вошел в состав Российской империи. На вновь установленной западной границе стали создаваться таможенные учреждения. Для этих целей Екатериной II 14 декабря 1795 года был дан Сенату Указ, который 31 декабря 1795 года был утвержден, об учреждении 7 новых таможен, в т.ч. и Гродненской. В штате каждой из таможен состояло по 16 сотрудников. Таможни возглавлял директор. Первым директором Гродненской таможни был назначен Людвиг Бэкю, служивший еще в таможенной системе Великого княжества Литовского.

 


В последующие полтора десятилетия Гродненская таможня закрывалась, вновь открывалась, преобразовывалась в таможенную заставу.

 


В декабре 1819 г. император Александр I подписывает «Таможенный Устав по Европейской торговле», согласно которому учреждались таможенные заставы, таможни и таможенные округа на западной границе Российской империи. Гродненская таможенная застава была преобразована в головную таможню Гродненского таможенного округа, который стал седьмым. В состав округа, кроме Гродненской таможни 2-го класса входили и таможни 4-го класса: Брестская, Устилужская, Гониондская, Хорощенская, Цехановецкая, Нурецкая и Преборовская. Штат Гродненской таможни состоял из 22 человек.

Управляющим Гродненской таможни стал барон Шанценбах, а начальником округа – барон Иван Паульсон. Впоследствии Гродненский таможенный округ возглавляли Коллежский Советник Лопухин, Штатский Советник Лачинов, а с 15 декабря 1839 года начальником округа назначен боевой генерал-майор, принимавший участие в многократных боях и военных походах, награжденный за боевые подвиги орденами и медалями Карл Леонтьевич Жерве.

В 1857 году был принят новый «Таможенный Устав по Европейской торговле», которым упразднялась внутренняя таможенная граница между Российской империей и Царством Польским. Таможни, находившиеся на этой границе, были ликвидированы, в т.ч. и Гродненская. В Гродно была создана служба таможенного уполномоченного при начальнике Юрборгского таможенного округа, в штате которой были таможенные досмотрщики и чиновники пограничной стражи. Основная задача этой службы состояла в пресечении контрабанды на всей территории Гродненской губернии.

После I Мировой войны город Гродно вновь вошел в состав Речи Посполитой. Этот период продолжался до II Мировой войны.

В сентябре 1926 года по распоряжению Министерства финансов Речи Посполитой были образованы таможенные округа и таможни. Гродно входил в состав Виленского таможенного округа, и по вопросам борьбы с контрабандой и дознаниям по делам о ней попадал под юрисдикцию таможниII-го класса в Рачках.

После освобождения 16 июля 1944 года войсками 2-го и 3-го Белорусского фронтов города Гродно линия фронта отодвинулась на запад, и трудящиеся города приступили к восстановлению промышленности, коммунального хозяйства, налаживанию транспорта и связи, возведению объектов соцкультбыта, жилья.

Восстанавливалась государственная граница, создавались таможни и таможенные посты, в которые пришли демобилизованные фронтовики – офицеры и солдаты.

Осенью 1944 года на ст. Лососно был открыт таможенный пост, штат которого составлял 2 человека.

Приказом по Народному комиссариату внешней торговли СССР №215 от 27.12.1944г. были открыты временные таможни в Бресте и Берестовице.

10 февраля 1945 года согласно приказу № 20 по Народному комиссариату внешней торговли СССР (в те годы Главное таможенное управление входило в состав Народный Комиссариат внешней торговли), была открыта временная таможня в г. Гродно.

Штат таможни в количестве 13 человек был утвержден Наркоматом. Первым начальником таможни стал Беляев Владимир Николаевич.

Гродненская таможня в первые послевоенные годы располагалась на ст. Лососно. Все службы таможни размещались в двух небольших деревянных зданиях: в одном находилась администрация таможни, а в другом – досмотровый зал.

 


Эти здания сохранились до настоящего времени – сейчас это жилые дома в районе ул.Сокольской. Там же рядом проживали и семьи сотрудников таможни.

В первые послевоенные годы основной объем перевозок составляло военное имущество, в обе стороны следовали и репатрианты: к нам ехали бывшие узники концлагерей, угнанные в Германию, а от нас в Польшу на бывшие земли Восточной Пруссии – граждане польской национальности.

Вскоре после открытия таможни были открыты таможенные посты Гродненской таможни на автомобильных переходах: «Кузница» (ныне «Брузги»), «Лепщаны» и «Хворостяны». Летом 1948 года в Вильнюсском аэропорту открылся таможенный пост Гродненской таможни, который через год был передан в подчинение Клайпедской таможне.

Тем временем объемы работ в Гродненской таможне сократились, и приказом министра внешней торговли СССР № 375 от 26 мая 1951 года таможня с 1 июня была преобразована в таможенный пост, подчиненный Берестовицкой таможне II класса.

1 февраля 1954 года и. о. министра внешней торговли С.Борисов издает приказ № 53 по Министерству внешней торговли СССР о закрытии Гродненского таможенного поста с 15 февраля 1954 года.

Объемы работ в Берестовицкой таможне также сократились, и 16 февраля 1954 года таможня была преобразована в пост, подчиненный Минской таможне.

Таким образом, была перевернута еще одна страница истории Гродненской таможни. В таможенном оформлении в г.Гродно вновь наступил перерыв, на сей раз на три года.

Приказом по Министерству внешней торговли СССР № 202 от 1 июня 1957 года был вновь открыт Гродненский таможенный пост с подчинением его Вильнюсской таможне (в 1948 году Вильнюсский таможенный пост подчинялся Гродненской таможне).

Летом 1957 года через Гродно открыли движение международного пассажирского поезда «Ленинград – Кузница», а также грузовые перевозки через ст. Лососно. Функционировал автомобильный переход в Брузгах.

Таможенный пост вновь открыт был практически на ровном месте: не было здания таможни, не было служебного автотранспорта, квартир для сотрудников. В штате было 5 сотрудников, прикомандированных из Вильнюсской таможни.

Приказом по Главному таможенному управлению Министерства внешней торговли  СССР от 15.04.1959 г. пост преобразован в Гродненскую таможню, а с 1 июня 1959 года было утверждено штатное расписание. В штате таможни было 6 сотрудников.

В подчинение Гродненской таможне был передан Минский таможенный пост, в составе которого работало 4 сотрудника.

В 60-е годы росли объемы грузовых и пассажирских перевозок, расширялись штаты, менялась структура таможни.  

10 января 1967 года приказом МинВнешнеторга СССР был открыт Берестовицкий таможенный пост, который начал осуществлять таможенный контроль за прибывающими из Польши грузовыми поездами.

29 июля 1993 года вышел приказ ГТК Республики Беларусь об открытии Международного автомобильного пункта пропуска «Берестовица – Бобровники».


Пункт пропуска «Берестовица» (1993 год) 
Современный пункт пропуска «Берестовица»


Международный автодорожный пункт пропуска «Брузги–2» был открыт для движения транспортных средств и пассажиров через государственную границу Республики Беларусь – 1 октября 1990 года.

 Пункт пропуска «Брузги-2» (1990 год) 

Современный пункт пропуска «Брузги-2»


Пункт пропуска «Привалка–Райгардас» был учрежден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 1992 года. 29 июля 1993 года приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь № 186-ОД был открыт таможенный пост «Привалка».

  
Пункт пропуска «Привалка» (1993 год) 

 

Современный пункт пропуска «Привалка»

 

Приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 6 ноября 1997 года был образован таможенный пост «Гродно-Центральный», который приказом Гродненской региональной таможни от 10 августа 2000 года переименован в таможенный пост «Гродно-2». В него входят: РПТО «Гродно-Центральный», РПТО «Гродно-Аэропорт», РПТО «Лесная», РПТО «Брузги-1».

 

РПТО «Лесная»

В состав таможенного поста «Волковыск» входят РПТО «Свислочь» и ВПТО «Красносельский».

20 сентября 1991 г. был образован Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, а 10 декабря 1991 г. Гродненская таможня была реорганизована в Гродненскую региональную таможню.

1 июня 2016 года в состав Гродненской региональной таможни вошли ТП «Бенякони» и ТП «Лида».

 

Пункт пропуска «Бенякони»


1 октября 2017 года в состав Гродненской региональной таможни вошли ТП «Каменный Лог», "Котловка" и "Лоша».

В настоящий момент, зона деятельности Гродненской региональной таможни охватывает всю Гродненскую область и г. Гродно. В ней функционируют:

– 16 республиканских пунктов таможенного оформления, из них 7 автодорожные, 6 железнодорожные, 2 речные, 1 авиа;

– 6 ведомственных пункта таможенного оформления;

– 27 самостоятельных отделов.

Гродненская региональная таможня в настоящее время – это крупное структурное подразделение в составе Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, обеспечивающее исполнение таможенного законодательства Республики Беларусь, взимание таможенных платежей, ведение таможенной статистики, организацию и совершенствование таможенного контроля. Сегодня она представляет собой технически оснащенную структуру. Проделана масштабная работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования, по развитию информационных технологий и пограничной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для пересечения границы, ведения бизнеса и охраны государственных интересов.

 


 Материал подготовлен с использованием информации книг ветерана Гродненской таможни В.Ю. Саяпина.