версия для печати
Размер шрифта
+
Фото
Печать

О технологии неинтузивного досмотра, работе инспекционно-досмотрового комплекса в пункте пропуска "Брузги" и реализации проекта международной технической помощи в пункте пропуска "Берестовица"

 

В пункте пропуска «Берестовица» на белорусско-польской границе построят инспекционно-досмотровый комплекс. Похожий ИДК уже 5 лет работает на польском направлении в пункте пропуска «Брузги». Если машина проходит через ИДК, время таможенного контроля сокращается в несколько раз. Гродненские таможенники рассказали Hrodna.life, как работает это оборудование и как технолигии меняют работу таможни.

Как устроен ИДК в Брузгах

ИДК — это два здания. Одно для сотрудников и водителей, второе -ангар для проверки транспорта.

На границе рассказывают, что ИДК работает по технологии неинтрузивного досмотра. Это значит, без вскрытия транспорта. Если по-простому, в ИДК есть «рамка», которая проезжает над транспортным средством и сканирует его рентгеновскими лучами. Изображение — сканограмма — выводится на монитор компьютера.

сканер в Брузгах таможня

При досмотре вручную проверка одного автомобиля может занять до восьми-десяти часов, в зависимости от сложности груза. Контроль даже самой большой фуры с применением ИДК требует не более 15 минут.

Оператор получает сканограмму на экран и анализирует изображение. Его задача — убедиться, что в транспортном средстве нет «довложений» — товара, который незаконно пытаются переместить через границу. Если всё в порядке, машина может ехать дальше.

При таком контроле повышается безопасность границы. Запрещенные вещества и товары от лучей не спрячешь. Затраты времени при автоматическом контроле уменьшаются в разы. Сотрудник, который десять часов досматривал бы автомобиль, может выполнять другую работу.

таможня граница Брузги собаки

«ИДК в первую очередь сокращает время проведения таможенного контроля. Наша задача — быстро провести осмотр. Если нарушений нет, автомобиль может дальше следовать по назначению, — говорит Илья, сотрудник отдела проведения операций таможенного контроля. — Если возникают обоснованные подозрения, что в транспортном средстве есть запрещенный к перемещению товар, например, наркотики, автомобиль могут даже демонтировать. Так было с Lexus, внутри которого оказалось несколько сотен килограмм гашиша. Чтобы получить доступ к тайнику, машину распилили «болгаркой».

Как это работает

Чтобы объяснить, как находят тайники в автомобилях, специалист показывают сканограмму с обнаруженным довложением в тайнике.

«Это транспортное средство прибыло по зеленому коридору на въезд в Беларусь. После осмотра с применением ИДК нашли тайник. Предположили, что там наркотическое вещество. Автомобиль сразу отправили на углубленный досмотр. Тайник демонтировали. В нем оказался гашиш».

На другой сканограмме Илья показывает, как незаявленный товар обнаружили в контейнерах для запчастей.

сканер в Брузгах таможня

Чтобы найти на сканограмме тайники и довложения, таможенники применяют разные фильтры. Через них можно увидеть разные вещества — органику, металл, жидкости и другие. Еще один секрет успешного поиска — знание конструктивных особенностей разных автомобилей.

сканер в Брузгах таможня

«Когда работаешь здесь постоянно, уже знаешь, что и где могут прятать, — говорят специалисты. — „Лишние“ детали, не характерные для автомобиля определенной марки, тоже сразу видны».

Как учат сотрудников

Самое главное в обучении — практика. «У каждого сотрудника есть свои наработки и знания», — говорит Илья. По университетскому диплому он специалист в сфере туризма и экономист-логист. Оборудование ИДК изучал уже на таможне. Сначала — по инструкциям и перенимая опыт коллег. Потом — на семинарах в институте повышения квалификации таможенных органов. После успешного завершения обучения получил сертификат на право работы с ИДК. Такой документ есть у всех, кто работает на досмотровом комплексе.

Когда отдел проведения операций таможенного контроля только формировался, в нем было пять-семь человек. Сейчас здесь работает более 60 специалистов.

«Смена из четырех человек формируется так, чтобы опытные коллеги были вместе с начинающими», — отмечает Юлия Романюк, главный инспектор отдела идеологической работы Гродненской региональной таможни.

Как ИДК изменили работу таможни

Инспекционно-досмотровые комплексы применяются в Гродненской региональной таможне около 10 лет. Сейчас их пять: два стационарных и три мобильных.

В Брузгах комплекс работает более пяти лет. За это время с его применением обнаружили более 500 кг наркотиков.

пункт пропуска Брузги

«Эффективность выявления нарушений в 2019 году по сравнению с 2018-м выросла на 30%. Всего за прошлый год с применением ИДК выявили более 1,5 тысяч нарушений, — рассказывает Юлия Романюк. — С начала 2020 года выявили более 250 нарушений, стоимость незаконно перемещаемого товара составила порядка 1 млн рублей».

Насколько ИДК безопасен для водителей и сотрудников

Ангар с «рамкой» оборудован многоступенчатой системой безопасности. Если водитель случайно остался в ангаре, сотрудник таможни увидит это на камере. Сам водитель может воспользоваться тросом аварийной остановки. Это отключит источник ионизирующего излучения. Третья ступень контроля - датчики движения: при открытой двери ангара привести ИДК в действие не позволит автоматика.


Вместе с системой контролирует безопасность и сам инспектор. «Без людей всё равно не обойтись: какая бы техника не была, нужны и опыт, и знания психологии. Автомобиль же сюда направил человек, инспектор, который работал на линии», — говорит Илья.


Лучи — это безопасно?

Ионизирующее излучение от ИДК всегда под контролем. Здесь у каждого сотрудника есть персональный дозиметр, установлены нормы радиационной безопасности.

«Жалуются и не хотят ехать „под рамку“, как привило, те водители, у кого совесть не совсем чиста — ограничений по количеству осмотров с применением ИДК нет ни на легковой, ни на грузовой транспорт», — говорит Виктор Гуреев, заместитель начальника таможенного поста «Брузги» Гродненской региональной таможни.

Для водителей все опасные факторы исключены — во время контроля они находятся в комнате ожидания. Сотрудники во время сканирования тоже не контактируют непосредственно с работающим оборудованием в ангаре. В это время они в своем помещении, за компьютерами. Сам ангар закрыт свинцовыми воротами и монолитными стенами.

Сколько машин может просканировать ИДК

По словам сотрудников таможни, технических ограничений на количество проверок нет. Всё зависит от потока машин и от человеческого ресурса.

«Можем работать круглосуточно. При необходимости увеличиваем количество операторов. При нынешних средствах связи возможна и дистанционная работа. Сотрудник может находиться в другом месте, видеть эту картинку и давать своё заключение», — говорит Виктор Гуреев.

Следующий построят в Берестовице

Похожий ИДК планируют построить в пункте пропуска «Берестовица» в рамках Программы трансграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина на 2014−2020 гг. Программу финансирует Евросоюз для развития сотрудничества, установления партнёрства и устойчивого регионального развития. «Строительство рентгеновской сканирующей системы контроля транспортных средств в автодорожном пункте пропуска «Берестовица» — один из проектов программы. Вклад Европейского союза по нему составит порядка 4 миллионов евро.

Реализация проекта улучшит контроль на границе. Для этого здесь построят инспекционно-досмотровый комплекс с рентгеновской сканирующей системой, защитным зданием для него и зданием для специалистов таможни и водителей. В рамках программы подготовят экспертов для работы с комплексом и проведут обмен опытом по использованию сканограмм с польскими партнерами.

На каком этапе строительство

Первая поставка оборудования прошла в апреле 2020 года. В таможню поступили детекторы и видеоэндоскопы, позволяющие определить наличие следов наркотических средств и взрывчатых веществ, а также обнаружить скрытые в труднодоступных местах автомобилей другие запрещенные к перемещению товары.

Уже утвердили проектно-сметную документацию на строительство объекта. На выполнение строительных работ, поставку оборудования и обучение специалистов объявлен международный тендер.

Почему Берестовица

Пункт пропуска "Берестовица" выбрали, потому что это одно из самых востребованных направлений. Сейчас там работает мобильный ИДК, который пришел в рамках международной китайской помощи перед Европейскими играми. Он работает по той же технологии, но в стационарном ИДК более комфортные условия для таможенников и водителей, а также большая мощность.

Значит, ли это, что в «Брузгах» очереди станут еще меньше, таможенники прогнозировать не берутся. Маршруты доставки разрабатывают перевозчики, пункты пересечения границы выбирают тоже они. Попасть в Гродненскую область из-за границы автомобильным транспортом можно через 7 республиканских пунктов таможенного оформления, два из них на польском направлении и пять — на литовском. Качество работы обеспечено на каждом из них. По результатам работы в 2019 году Гродненскую региональную таможню признали лучшей.

В идеале, говорят сотрудники таможни, ИДК нужны в каждом пункте пропуска, через который следует транспорт. Но в расчёт берут не мечты, а целесообразность. «Учитываем в том числе напряженность транспортного потока и расположение пункта пропуска, - говорит Виктор Гуреев. — Стационарные ИДК предусматриваем там, где оборудование будет активно применяться и давать соответствующие результаты, а не будет простаивать зря».




Статья подготовлена в рамках совместного проекта с EU Neighbours East «СВОЙ КРАЙ: ПАРТРЭТЫ». Взгляды, выраженные в тексте, принадлежат исключительно автору статьи.
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://www.grt.customs.gov.by/ru/grt-news-ru/view/o-rabote-inspektsionno-dosmotrovyx-kompleksov-v-punktax-propuska-tamozhni-i-stroitelstve-idk-v-punkte-14679-2020/
© ГТК РБ При использовании информации ссылка на сайт ГТК Республики Беларусь обязательна 
Поддержка и модернизация - Группа компаний «ЦВР «Октябрьский»
Разработка - БЕЛТА